ruen
Login
Contact us
Polzunov Altai State Technical University

18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии

Сопроводительная документация

Профиль «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

3. Миссия ООП: подготовка квалифицированных специалистов, способных реализовать свои знания, умения, компетенции при создании, внедрении и эксплуатации энерго- и ресурсосберегающих, наилучших доступных технологий во всех отраслях народного хозяйства, а также подготовка научных кадров в области энерго- и ресурсосбережения.

4. Цели ООП:

  1. Содействовать формированию у выпускника знаний законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечить готовность управления качеством окружающей среды, осуществления производственного экологического контроля, организация и участие в работе производственных природоохранных структур, органов надзора за экологической безопасностью на предприятиях Сибирского федерального округа.
  2. Готовить выпускника в соответствии с основами государственной политики в области экологии РФ до 2030 г, основываясь на современных достижениях и существующей нормативной базе в области энерго- и ресурсосбережения.
  3. Содействовать квалифицированному профессиональному самоопределению, в том числе научному, выпускника с учётом его творческого и профессионального потенциала.

5. Возможность продолжения образования: магистр, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», может продолжить образования в аспирантуре по специальности 03.02.08 «Экология» и 05.18.08 «Процессы и аппараты химических технологий».

Область профессиональной деятельности:

  • создание, внедрение и эксплуатация энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных нефтехимических производств; разработка методов обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами; создание замкнутых водооборотных циклов во всех отраслях промышленности.

Объекты профессиональной деятельности:

  • основные химические, нефтехимические и биотехнологические производства;
  • процессы и аппараты химических технологий, нефтехимии и биотехнологии;
  • промышленные установки и технологические схемы, включая системы автоматизированного управления при эксплуатации, проектировании, проведении научных исследований;
  • сооружения очистки сточных вод и газовых выбросов, переработки отходов;
  • утилизации теплоэнергетических потоков и вторичных материалов;
  • методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от антропогенного воздействия.

Виды профессиональной деятельности магистров:

  • Производственно-технологическая деятельность
  • Организационно-управленческая деятельность
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность
  • Педагогическая деятельность

Задачи профессиональной деятельности

производственно-технологическая деятельность:

  • организация входного контроля сырья и материалов с позиций энерго- и ресурсосбережения при их переработке;
  • контроль качества выпускаемой продукции и ресурсо-, энергопотребления технологических процессов;
  • участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды на основе требований промышленной безопасности и других нормативных документов, регламентирующих качество природных сред;
  • участие в работе производственных природоохранных структур, предприятий химической, нефтехимической, биотехнологической и смежных отраслей промышленности

организационно-управленческая деятельность:

  • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе комплексного анализа экономической эффективности, энерго- и ресурсосбережения, экологической безопасности производства;
  • участие в проведении организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных процессов; 
  • участие в реализации новых технологических процессов;
  • разработка оперативных планов работы производственных подразделений, оценка результатов их деятельности и анализ затрат;
  • подготовка заявок на изобретения и промышленные образцы;
  • организация повышения квалификации сотрудников подразделений в области инновационной деятельности

научно-исследовательская деятельность:

  • анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
  • планирование и проведение экспериментальных исследований по энерго- и ресурсосбережению, обеспечению экологической безопасности при реализации технологического процесса и анализ их результатов; 
  • математическое моделирование технологических процессов с использованием стандартных пакетов автоматизированного расчета и проектирования;
  • систематизация данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций, составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок

проектная деятельность:

  • сбор и анализ исходных данных для проектирования эффективных технологических процессов и установок, характеризуемых высоким уровнем энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасностью;
  • анализ и оценка альтернативных вариантов технологических процессов с учетом эколого-экономических ограничений и требований промышленной безопасности;

педагогическая:

  • руководство составлением рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
  • разработка методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
  • управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности
  • знание основ психологии и педагогики.

Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения указанной магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурные:

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
  • способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  • способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения (ОК -3);
  • использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК- 4);
  • способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК- 5).

профессиональные:
общепрофессиональные:

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ПК-1);
  • способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры);
  • готовностью защищать объекты интеллектуальной собственности и участвовать в коммерциализации прав на нее (ПК-З);

научно-исследовательская деятельность:

  • способностью формулировать научно-исследовательские задачи в области реализации энерго- и ресурсосбережения и решать их (ПК-4);
  • способностью организовать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу (ПК-5);
  • готовностью к поиску, обработке, анализу и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбору методик и средств решения задачи (ІЖ-6);
  • способностью использовать современные методики и методы, в проведении экспериментов и испытаний, анализировать их результаты (ПК-7);
  • способностью составлять научно-технические отчеты и публикации по результатам выполненных исследований (ПК-8);
  • готовностью разрабатывать математические модели и осуществлять их экспериментальную проверку (ПК-9);

производственно-технологическая деятельность:

  • готовностью к разработке мероприятий по энерго- и ресурсосбережению, выбору оборудования и технологической оснастке (ПК-8);
  • готовностью к разработке технических заданий на проектирование и изготовление нестандартного оборудования (ПК-9);
  • способностью к анализу технологических процессов с целью повышения показателей энерго- ресурсосбережения, к оценке экономической эффективности технологических процессов, их экологической безопасности (ПК-10);
  • способностью оценивать инновационный и технологический риски при внедрении новых технологий (ПК-11);
  • способностью разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов (ПК-12);
  • способностью создавать технологии утилизации отходов и системы обеспечения экологической безопасности производства (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью оценивать экономические и экологические последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-14);
  • готовностью к организации работы коллектива исполнителей, принятию решений и определению приоритетности выполняемых работ (ПК-15);
  • способностью находить оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности, стоимости и экологической безопасности производств (ПК-16);
  • способностью использовать современные системы управления качеством в конкретных условиях производства на основе международных стандартов (ПК-17);
  • готовностью разрабатывать информационные системы планирования и управления предприятием (ПК-18);

проектная и конструкторская деятельность:

  • способностью к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода и использования моделей для описания и прогнозирования ситуаций, осуществления качественного и количественного анализа процессов в целом и отдельных технологических стадий (ПК -19);
  • способностью формулировать задания на разработку проектных решений (ПК-20); 
  • готовностью к проведению патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и определения показателей технического уровня проекта (ПК-21);
  • способностью проводить технические и технологические расчеты по проектам, технико-экономической, функционально-стоимостной и эколого-экономической эффективности проекта (ПК-22);
  • готовностью к оценке инновационного потенциала проекта (ПК-23);
  • способностью использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ (ГЖ-24);
  • способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ГЖ-25);

педагогическая деятельность:

  • готовностью к разработке учебно-методической документации для обеспечения учебного процесса (ГЖ-26);
  • готовностью к преподавательской деятельности в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-27).

Структура ООП

Перечень циклов, дисциплин и разделов
Общенаучный цикл (20 ЗЕ)
Базовая часть Вариативная часть Дисциплины по выбору

Философские проблемы науки и техники

Экономика и управление химическими, нефтехимическими и биотехнологическими производствами

Дополнительные главы математики

Иностранный язык

Проблемные вопросы химии. Новейшие открытия и достижения

История и методология науки в области защиты окружающей среды

Компьютерные технологии в науке и образовании

Правовые механизмы рационального природопользования и защиты окружающей среды

Дополнительные главы наук о Земле

Нетрадиционные источники энергии

Профессиональный цикл (40 ЗЕ) 
Базовая часть  Вариативная часть Дисциплины по выбору

Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем

Моделирование технологических и природных систем

Защита атмосферы от техногенных воздействий

Комплексное использование водных ресурсов

Защита литосферы от техногенных воздействий

Дополнительные главы процессов и аппаратов химических технологий

Дистанционные методы экологического мониторинга

Нормирование воздействий на окружающую среду

Конструирование и расчет элементов нестандартного оборудования

Организация научных исследований

Современные методы определения химического и фазового состава загрязненной природной среды

Инновация и коммерциализация

Защита интеллектуальной собственности

Практика и научно-исследовательская работа (54 ЗЕ)  
Итоговая государственная аттестация (6 ЗЕ)
Общая трудоемкость ООП 120 зачетных единиц (ЗЕ); одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

Условия реализации ООП

1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

Учебно-методическая литература по дисциплинам направления имеется в достаточном количестве. Библиотечный фонд для дисциплин общенаучного и профессионального циклов составляет 109 наименований, обеспеченность учебно-методической литературой составляет 0,84 на одного студента дневной формы обучения. Доля изданий, изданных за последние 10 лет, от общего количества экземпляров, составляет 88%. Учебно-методический фонд кафедры включает учебники, учебные пособия, справочники, монографии, методические пособия и указания, типовые проекты предприятий, каталоги технологического оборудования, проспекты фирм, нормативно-технологическую документацию на вырабатываемую продукцию.

Периодическая литература, включающая отраслевые журналы, реферативные и обзорные информации поступают в библиотечный фонд университета, а также имеется на кафедре.

За последние пять лет преподавателями кафедры химической техники и инженерной экологии изданы:

  • учебники и учебные пособия – 12 наименований;
  • методические указания: всего - 25 наименований, в т.ч. по организации и проведению лабораторных работ – 20;
  • по организации практических занятий – 4;
  • методические указания по проведению практик – 2 наименования;
  • методические указания к дипломному и курсовому проектированию – 1 наименований.

В распоряжении студентов кафедры имеется компьютерный класс общим числом ЭВМ 21 шт.

Программное и информационное обеспечение учебного процесса направлено на углубленное восприятие студентами учебного материала. Этому способствуют комплекс из 10 наименований программного обеспечения, в том числе имитационные обучающие программы – тренажеры по охране воздушного и водного бассейна. Комплексы включают программы, работающие в диалоговом режиме, и базы данных.

Кафедрой разработаны и используются в учебном процессе ряд программ по численным методам решения инженерных задач, которые применяются при проведении лабораторных занятий, выполнении курсовых и дипломных проектов. Общее количество программных продуктов – 10, эл. обучающих программ – 3.

2. Кадровое обеспечение

В подготовке магистров по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» принимают участие 5 кафедр университета, которые укомплектованы высококвалифицированными преподавателями.

Положительно, что на кафедрах выделены и закреплены за факультетом постоянные преподаватели, что позволяет им установить связь с выпускающими кафедрами, через них познакомиться с проблемами отрасли, требованиями квалификационной характеристики к выпускникам и учитывать это при разработке учебных программ по дисциплинам. Рабочие программы согласовываются с выпускающей кафедрой и рекомендуются к утверждению учебно-методической комиссией факультета.

Основную учебную нагрузку при обучении магистра несет выпускающая кафедра "Химическая техника и инженерная экология". За отчетные годы, заведующей кафедрой является д.т.н., профессор, академик МАНЭБ, Заслуженный эколог РФ, почетный работник ВО РФ Комарова Л.Ф. Кадровый состав кафедры характеризуется следующими данными: академик, профессор, д.т.н. - 1 чел., (69 лет); доценты, к.т.н. - 13 чел., средний возраст – 46,0 лет. Остепенённость кадрового состава составляет 100%. Численность молодых преподавателей кафедры (до 35 лет) составляет 5 человек. Происходит постоянный обмен опытом с преподавателями, имеющими большой стаж работы.

Все преподаватели кафедры имеют базовое инженерное образование, окончили аспирантуру (АлтГТУ или ТГУ) по профилю кафедры (процессы и аппараты химической технологии, охрана окружающей среды, экология), защитили диссертации. Учебно-вспомогательный персонал кафедры имеет профессиональную подготовку по специальности и полностью обеспечивает проведение практических и лабораторных занятий.

3. Материально-техническое обеспечение

Университет располагает необходимыми площадями для проведения занятий и научных исследований по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», на выпускающей кафедре имеется современное оборудование: хроматографы, спектрофотометр, анализаторная станция для контроля и исследования качества воды, ректификационные и мембранные установки и пр. Помимо этого, кафедра использует для проведения технологических практик, курсового и дипломного проектирования, семинаров и конференций помещения ООО «Барнаульский завод РТИ».

На кафедре имеется компьютерный класс с компьютерами, объединенными в локальную сеть, ряд лицензионных программных продуктов по нормированию качества природной среды, инвентаризации загрязняющих веществ, расчета непрерывной и периодической ректификации, фазовых равновесий.

Обучение студентов осуществляется в следующих аудиториях химического корпуса АлтГТУ(х.к.): № 204-206 - лаборатории процессов и аппаратов химической технологии, № 214 - лаборатория автоматики, № 21- лаборатории водоочистки, 1 № 207 - компьютерный класс, а также проблемной научно-исследовательской лаборатории кафедры (расположенной в корпусе "Б" и включающей учебные лаборатории машин и аппаратов химических производств и промышленной экологии).